varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Categories:

Пороги. Крупнейшая ГЭС дореволюционной России.



Старейшую российскую ГЭС я показывал не раз, да всё с оговорками: Озёрск не был Россией тогда, Зыряновск - не Россия ныне, и к тому же в нём, как и в Ессентуках, практически ничего от дореволюционной гидроэнергетики не сохранилось. Общепризнанная "старейшая ГЭС России" находится в горнозаводской Челябинской области, в посёлке Пороги за 40 километров от показанной в прошлых двух частях Сатки. Пущенная в 1909 году, она не просто сохранилась полностью, а до 2017 года оставалась действующей.

Пороги - место хоть и известное на весь Южный Урал, да глухое: постоянного населения десяток человек, а последние километры дороги - грунтовка, впрочем даже слякотной весной вполне приличная. Тем удивительнее, что кто-то заморочился притащить сюда вагон, встречающий на въезде:

2.


Ржавый механизм на склоне выглядит приводным колесом старого-старого завода или гидроаргегата, но на самом деле это остатки подъёмника горнолыжки. Пороги стоят ощутимо выше Сатки, Златоуста или двух Катавов, и снега в середине апреля тут лежало куда как больше:

3.


Самое крупное здание посёлка, бывший дом для рабочих, ныне занимает турбаза. У входа, внезапно - гигантские ложки и вилки:

4.


А во дворе - фигуры палеовенер:

5.


Поехавший с нами гидом от саткинского турцентра Олег Борисович Волков, в чьей гостинице "Саттурн" я ночевал, в Порогах сразу куда-то ушёл, оставив нас с vedmed1969 изучать развешанные по забору информационные стенды, и вскоре вернулся с сельского вида дядькой, смотрителем остановленной ГЭС. Краем уха я услышал их разговор - что-то о камнях и интересующихся ими бандитах. Вчетвером мы снова сели в машину - хотя шум плотины на турбазе уже слышан отчётливо, до неё ещё добрых пол-километра:

6.


Порожская ГЭС - это один из ярчайших памятников реиндустриализации Урала, что началась хоть и гораздо позже, чем промышленный подъём Донбасса, но всё же ещё до революции. Примета Урала - заводские плотины и пруды на речках (см. Сысерть), но строившиеся с 18 века, они не вырабатывали электроэнергию, а напрямую крутили приводные колёса, заставляя двигаться многотонные молоты. Паровая машина прошла мимо уральских заводчиков - и каменного угля тут не водилось, и крепостных нагнать всегда было проще, но именно поэтому к 19 веку край горных заводов вступил в полосу, как казалось тогда, непреодолимого упадка. Оживление стало приходить сюда в конце столетия со строительством железных дорог: промышленному буму становилось тесно в степях между Днепром и Доном, и к тому же та сторона была полностью в руках иностранных инвесторов. Российские же предприниматели всё чаще обращали взгляды на старый добрый Горнозаводской Урал, где неприхотливый народ уже в десятом поколении привык трудиться на заводах. Саткинским казённым заводом в 1893-94 годах управлял рижский немец Александр Шуппе, а в 1900 году он вернулся в Сатку уже как пайщик строившегося "Магнезита". Работа в новой для России отрасли ему явно понравилась, и остзеец задумался о том, чтобы пойти в этом дальше - построить на Урале первый в России электрометаллургический завод для производства ферросплавов. К 1908 году он сколотил товарищество, куда входили петербургские аристократы Александр и Екатерина Мордвиновы, один из руководителей "Магнезита" курляндский барон Феликс фон дер Ропп и инженер-гидродинамист Борис Бахметьев. Деньги, знания, связи - а что ещё надо, чтобы начать? К 1910 году у порогов реки Большая Сатка появились цеха из дикого камня, на месте же самих порогов выросла крупнейшая из построенных в царской России гидроэлектростанция - в электрометаллургии приводными колёсами было уже не отделаться. Со стороны села промышленный комплекс "Пороги" открывает заброшенная усадьба самого Шуппе, оставшегося здесь управлять своим детищем... впрочем, ненадолго - в Гражданскую войну он выехал в Одессу, где и пропал без следа, то ли уехав за море под другим именем, то ли сгинув от каких-нибудь налётчиков:

7.


Ниже, у воды - цеха. Электрометаллургический завод был совсем крошечным, но здесь впервые в России были получены многие сплавы железа с кремнием, хромом, марганцем... При Советах успевший устареть заводик стал ферросплавным цехом "Магнезита", и "Магнезит" тянул его на себе довольно долго, скорее ради рабочих мест в глухом селе. Подозреваю, встал завод ещё в 1990-х, а окончательно закрылся в 2001 году:

8.


Но за окнами его цехов ещё видны остатки оборудования:

9.


В низинке - глубокий снег с толстым настом, по которому мы вышли прямиком к плотине. В апреле это величественное зрелище, и за громом воды разговаривать можно было лишь криком друг другу в ухо:

10.


Длина плотины 125 метров, высота по гребню 21 метр, а мощность достигала 1,3 мегаватт. То есть Пороги - это даже не мини-ГЭС, и вот среди "взрослых" гидроэлектростанций она в России однозначно первая даже с учётом Калининградской области.

11.


Владимир, - так звали нашего четвёртого спутника, - извлёк связку ключей, звон которой перебивал водяной грохот, да открыл нам ближайший к реке цех - машинный зал электростанции:

12.


Вид его впечатляет - старейшие агрегаты здесь времён основания завода, а самые новые остались с плана ГОЭЛРО:

13.


Немецкие генераторы "Бригель, Хассен и Ко", английский кран "Альфред Гунтман и Ко" на 300 пудов...

14.


Приедь я сюда хоть на пару лет раньше, это всё бы тоже работало, стрекотало и гремело, но нас в зале встретила тишина и почти могильный холод. Пол был покрыт слоем льда в пятерню толщиной:

15.


Так как один из агрегатов превратился в фонтан. Порожская ГЭС продержалась до 2017 года, но в итоге пришёл и её черёд - сочетание глубокой нерентабельности с отсутствием денег на ремонт. А без работы в старых механизмах сразу начались поломки. Пока ГЭС работала, она представляла собой фактически действующий музей. Сейчас посещение цехов закрыто по соображением безопасности, и когда следом за нами сюда заглянула прикатившая из Челябинска стайка молодых туристов, Владимир демонстративно закрыл перед их лицом дверь. Что будет с Порожской ГЭС дальше - не знает, кажется, никто, но в нынешнем виде уникальный для России промышленный памятник - под угрозой. Будь рядом не Сатка, а любой другой малый город, можно было бы уже начинать это всё хоронить, но в Сатке всё же есть хоть робкая надежда, что всесильный "Магнезит" или удалой Юрий Китов раскошелятся на создание здесь полноценного промышленного музея.
А вот ферросплавный завод уже не восстановить, при том что его оборудование вроде французских дуговых печей "Эру" начала ХХ века на момент закрытия было не менее архаичным:

16.


17.


Цеха, конюшни, склады...

18.


19.


За окнами грохочет вода:

20.


Здесь на плотину можно полюбоваться "анфас":

21.


А затем - подняться на её гребень. С остановкой ГЭС его тоже признали страшно опасным и закрыли вход, но спасибо опять же Центр туризма, по сути устроившего мне эксклюзивный блог-тур:

22.


Тем более что самые впечатляющие виды - конечно же, отсюда:

23.


Конструкции плотины тоже начала ХХ века, и в проектировании их, как считает местное краеведение, участвовал Владимир Шухов:

24.


Общий вид комплекса "Пороги":

25.


Я показывал в разные годы первую в Поволжье Сызранскую ГЭС, показывал ДнепроГЭС в Запорожье - гордость Первых пятилеток, показывал Жигулёвскую и Рыбинскую гидроэлектростанции с их водохранилищами на пол-мира, гигантскую Братскую ГЭС и сравнимую с ней Богучанскую ГЭС, которую запустили считанные годы назад.

26.


Но все они появились позже...

27.


По скалистому руслу кажется, что Пороги - это край земли, но на самом деле в следующую деревню Постройки отсюда пешком дойти можно:

28.


С другой стороны - пруд, ещё не вскрывшийся ото льда:

29.


Владимир, показывая на склон за рекой, начал рассказывать нам свою, используем тут эвфемизм "оригинальную", версию строительства плотины. По его словам, Южный Урал - это энергетический центр мира, и долина Большой Сатки лежит на перекрёстке мощнейших каналов. Ну а рижанин Шуппе - ни кто иной, как британский агент: англичане, эта всепроникающая и всемогущая нация (привет Галковскому!), лучше других понимали, что низвергнуть противника можно, разрушив его духовную сеть. Поэтому в начале ХХ века они старательно подбирались к Местам Силы ни о чём не подозревавшей Руси. По наущению английский мореходов, изучавших тот край с 16 века, миссионерами были разрушены идолы острова Вайгач, а истинной целью строительства ГЭС именно в этой долине стала ликвидация Храма Матери Земли, состоявшего из десятков мегалитов. Которые и пошли в фундаменты завода и плотины:

30.


Владимир Чудинов оказался вообще не селюк, а бывалый предприниматель и к тому же мастер спорта по спелеотуризму. Прежде, чем осесть в Сатке, он объехал пол-мира, и по словам Олега, его давнего товарища, был некогда очень богат, но "тут кинули, там швЫрнули", да и (это уже не Олега слова) "что в лихую башку влетело - того не вырубишь топором!". Вообще, по моим впечатлениям, бизнесмены через одного увлекаются какими-то эзотерическими учениями, альтернативными концепциями, завиральными идеями или хотя бы просто не в меру религиозны, и думается, всё это просто лекарства от стресса, связанного с их трудом. В общем, теперь Чудинов озабочен сохранением духовной энергетики Урала, приглядывает за памятником энергетики физической и просто развивает в Порогах туризм - вот например музей открыл, куда пошли изделия местного фестиваля кузнецов:

31.


Артефакты старого посёлка вроде счётной машины:

32.


И камни от разбитых мегалитов:

33.


Ещё чуднее музея у Чудинова собственный дом:

34.


Первой приметой которого для меня стал плотный запах псины, и на шум вот по этой лестнице спустилась пара роскошных собак, тут же направившихся к нам обниматься. Владимир Чудинов - ещё и профессиональный каюр (опять вспоминаю Вайгач!), и зимой на собаках катает как туристов, так и высоких гостей, причём не только по Порогам.

35.


А во дворе у него - мегалиты: судя по всему, Чудинов задался целью возродить древний храм.

36.


На самом деле, отбросив в сторону всю конспирологию и эзотерику, думаю, что святилища, разобранные на строительный камень, тут действительно могли быть. Южный Урал всё же страшно древняя земля, и степи вокруг него были на острие прогресса досторической эпохи - где-то тут была впервые одомашнена лошадь, впервые выковано железо, а уж медные копи от древних остались такие, что по ним искали месторождения и царские рудознатцы, и советские геологи. Таинственная Страна Городов (вернее, городищ) во главе со знаменитым Аркаимом - не миф, и даже если не была она "прародиной ариев" (а это - не измышления а ля Фоменко, а всё же полноценная гипотеза), всё равно одной из вершин цивилизации своих тёмных архаичных времён. Ну а в Уральских горах вполне достоверны мегалиты острова Веры на озере Тургояк и гигантский геоглиф Лось над озером Зюраткуль, так почему бы и в этой долине не быть священным камням древних?

37.


Ещё одна примета окрестностей Сатки как столицы огнеупоров - печи для обжига известняка. Эту, где-то по пути в Пороги, построил несколько лет назад один местный бизнесмен (вы уже поняли, что саткинские бизнесмены - порода особая?), но что-то у него не задалось:

38.


А эти стоят на выселках Межевого через гору от Сулеи - железнодорожного посёлка в 20 километрах от Сатки:

39.


Хоть и построены они в середине ХХ века, а смотрятся всё равно потрясающе, и судя по всяким туристическим буклетам да обложкам путеводителей, это реально один из символов Челябинской области:

40.


Тем более что домны вододействующих заводов Старого Урала вряд ли выглядели сильно иначе:

41.


В печи можно заглянуть, стараясь при этом не угваздаться:

42.


И увидеть небо:

42а.


На чём и закончу рассказ. Теперь из Челябинской области у меня остаются в запасниках, скорее всего до осени, Кыштым и Касли, а с Поволжья - Чапаевск, юг Саратовской области и целая Пенза. Ещё - подмосковный Дмитров, окрестности Воронежа, Оренбург да последний букет постов из Казахстана: Казалинск, железная дорога до Актюбинска, прошлогодние Алма-Ата и Астана и конечно же - Байконур, который я обязательно выложу в июле-августе! А ещё - всё то, что я увижу на Северном Урале, куда и отбываю сегодня.

ВОЛГО-УРАЛ-2018
Обзор поездки и оглавление серии.
Моя космическая программа. Контекст.
Саратовская область - см. оглавление!
Самарская область - см. оглавление!.
Челябинская область.
Кыштым.
Касли.
Миасс. Старый Город.
Миасс (Автозавод и Машгородок) и Златоуст (Машзавод).
Сатка. Старая Сатка.
Сатка. Магнезит.
Пороги.
Катав-Ивановск.
Усть-Катав.
Пензенская область - ещё не написана.
Tags: "Молох", Великая Степь, Сатка, Урал, Челябинская область, дорожное, природа
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments