varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Categories:

Абстрактная история, справедливый мир и бог из машины

Степень популярности "Игры Престолов" я впервые оценил летом 2017 года, когда на автостопном пути с Севера один из подвозивших нас водителей попытался завести разговор про свежевышедший новый сезон. Поддержать беседу я не смог, так как не смотрел ни одной серии. Как оказалось позже, "несмотрельщики Игры Престолов" по агрессивности сравнимы с "адептами Лунного заговора NASA", а сам сериал - тема весьма срачегенная именно по этой линии: некоторым почему-то кажется, что их заставляют смотреть против их воли. Разумеется, никто никого не заставляет: хороший человек ни одно конкретное произведение не обязан смотреть или читать, равно как и от прочтения или просмотра чего-либо человек плохим не становится. В конце концов даже в самой классической классике классической литературы классической программы классической школы нет автора, который нравился бы всем без исключения.

Ну а посмотреть "Игру Престолов" меня в итоге уговорили на зимних каникулах этого года, и за неделю с небольшим мы отсмотрели почти нон-стопом весь вышедший сериал. А это, на минуточку, 67 часов неразрывного сюжета. Я к этой идее был настроен скептически, но теперь, однако, тоже жду выхода последнего сезона и развязки.



Так бывает: популярность тоже может быть оправданной.
И в целом я хочу сказать, что при всей своей массовости, "Игра Престолов" - умный сериал.

Дисклеймер: те мысли, которые я здесь выражу, возможно банальны и озвучены сотни и тысячи раз. Мне это не важно, это просто то, что пришло мне в голову при просмотре. И ещё пожалуйста не отсылайте меня постоянно к книгам: будем считать, что сериал - самостоятельное произведение, и если что-то было в книге, а в сериале не было - значит, это в нашем случае к делу не относится.

Первая половина "Игры Престолов", без чёткой границы со второй половиной - это даже и не совсем фэнтези. Я бы назвал такой жанр скорее "абстрактная история", повествующая не о конкретном месте, времени или событии, а о некоем общем шаблоне, уместном хоть в средневековой Европе, хоть в почти неизвестных нам древних азиатских империях, хоть в современности. Тут этот шаблон избавлен от "заклёпочности" и от необходимости погружаться в менталитет конкретной эпохи, а упакован в понятный современному человеку набор стереотипов о Средневековье.



Тут на руку и сама специфика того мира: могу предположить, что на соседней орбите с этой планетой вращается тёмная (то есть не заметная в ночном небе) планета-сверхгигант, при сближении (имеющем очень сложный ритм, каждый такт которого длиннее, чем история цивилизации) меняющая наклон её оси и таким образом вызывающая полярную ночь в высоких широтах. Но эти долгие страшные зимы способствуют тому, что население остаётся на постоянном уровне, вызова в лице дефицита ресурсов не наступает, а потому Средневековье того мира длится уже 8000 лет, за которые земляне успели пройти путь от раннего земледелия до космонавтики и интернета. Здесь же вечное позднее Средневековье, когда уже есть зачатки капитализма (Железный банк Браавоса, остающийся монополистом), уже изобретён косой парус (но сложное парусное вооружение на флагмане Эурона - явный эксперимент), при этом не изобретена артиллерия (но если Куиберн подгонит королеве пушки на основе "дикого огня", я не удивлюсь) и парламентаризмом даже не пахло. На Земле похожий (но и не идентичный) мир складывался к концу Средневековья, но его поступательное развитие затормозила и отклонила в векторе эпидемия чумы и общий хозяйственный кризис. Здесь ту же роль выполняет каждая Долгая Зима. То есть дело происходит в населённом людьми наподобие нас вечном безвременье. Однако ряд социальных законов остаются неизменными на любые времена и политические системы, и вот о них-то и идёт тут речь.



Самый симпатичный персонаж "Игры Престолов" для меня - это Тайвин Ланнистер. Да, это отрицательный персонаж, человек холодный, безжалостный и коварный. Но такими были величайшие правители земных держав. Силу оружия Тайвин пускает в ход в последнюю очередь, а чаще предпочитает делать врагов либо своими младшими союзниками, либо врагами друг другу. Потому что может и умеет. Один такой правитель в каком-нибудь захудалой феодальной монархии возводил её в число сильнейших игроков региона, два таких правителя подряд или почти подряд приходили к "собиранию земель", а трёх за одно столетие хватало на то, чтобы построить империю "от моря до моря". Трагедия Тайвина в том, что игроков сопоставимого уровня в его окружении не было, и даже если бы карлик не замочил его в сортире, в Королевской Гавани он успел бы в лучшем случае создать наследство, которое разбазарят потомки.



Самый противный мне персонаж "Игры Престолов" - это Робб Старк. Да и Нэд немногим лучше. Честный, благородный, волевой, харизматичный и абсолютно недоговороспособный дурак! Если Тайвин имел все шансы умереть в своей постели в окружении верных людей, то жалкая смерть Робба или Нэда - абсолютно закономерна. В качестве правителя такой накликал бы войну там, где можно было бы решить дело взаимовыгодным сотрудничеством, а в своём доме нажил бы достаточно врагов, чтобы в переломный для Отечества момент получить нож в спину и последующую смуту. В истории было огромное количество успешных государств и благих начинаний, которые загубили такие как Робб Старк. И даже нынешнюю Америку единственное, что по-настоящему может обрушить - это подобное мышление влиятельнейших её обитателей. Впрочем, сын тут просто весь в отца: Нэд столько времени мог править Севером лишь живя на никому не нужной периферии страны и будучи в личной дружбе с королём, которого все эти годы в глаза не видел.



В художественном плане самый интересный персонаж этой истории - Серсея Ланнистер. Наглядное свидетельство того, что "ум" и "мудрость" - это очень разные вещи, и это весьма впечатляющее сочетание - избыток одного и полное отсутствие другого. Тончайшее знание человеческой души и мотивов, виртуозное умение плести интриги, дар стратега и тактика - и полный аут с целеполаганием, место которого занимают так хорошо читаемые на этом лице скорбь и злоба.



А вот Дейнерис - как раз-таки мудрая, несмотря на юность и связанную с этим импульсивность. Мудрая хотя бы тем, что в первую очередь окружила себя верными и знающими людьми, к мнению которых реально прислушивается. Для монарха это как бы не более важное качество, чем умение всё решать самому.



Петир Бейлиш наводит меня на мысль, что Мартин читал "Князя Серебряного" - это же вылитый Борис Годунов! Да т прибытие прямолинейного честного вояки Нэда в полную интриг и подлостей Королевскую Гавань тоже напоминает ту книгу. Нет, конечно же подобные типажи были в истории всех стран мира, но тут закрадывается ещё одна параллель. Бориска, наперёд знавший слова и дела бояр и опричников, точно так же не смог предсказать действия женщины, чуждой стремления к власти. Бейлиш, однако, в отличие от Годунова, за этот просчёт ещё и поплатился жизнью.



Забавная сущность - Сэмвел Тарли. Мне он не нравится, потому что я как недобитый писатель хорошо понимаю его истинную роль: Джордж Мартин, скорее всего интуитивно, ввёл его в сюжет для эффекта присутствия. Самый слабый, самый беззащитный, самый беспомощный персонаж этого крайне жестокого (на самом деле не более, чем наш в те времена) мира попадает в самые немыслимые передряги и странным образом побеждает в них. Ясно, что большинство читателей - не бесстрашные воины, не искушенные аристократы, и не глазастые красавицы, которых не берёт огонь. Сэмвел как бы говорит читателю: "Не пугайся, пошли за мной, если я не пропал здесь - то и тебе найдётся место!".



А если говорить о народах - то мне откровенно неправдоподобными показались дотракийцы. Есть такой европейский стереотип о несметной орде кочевников, которая набегает и всё крушит. В реальности кочевые армии были малочисленны, а основу их составляли конные лучники, умевшие стрелять из седла и уходить быстрее, чем прилетит ответка. А ещё - разведчики, позволявшие кочевниками всегда действовать НАВЕРНЯКА, в наименее выгодном для противника положении. Мифы о великих ордах возникли от того, что европейцы или там персы какие-нибудь просто не могли себе представить такой мобильности. Так что в реальности нападение дотракийцев на обоз Ланнистеров должно было начинаться градом стрел, прилетающих невесть откуда, лишь после которого в воздухе появляется дракон.



А ещё там очень хорошо, в визуальном плане, показан Север. Кто хоть раз видел это полярное небо - ни с чем не спутает его.



Ну а вообще-то "наш ответ Игре Престолов" - это вовсе не тот фильм про князя Владимира (забыл его название). Наш ответ "Игре Престолов" - это "Жмурки", даром что вышли на экран они на годы раньше. Феодальные войны и бандитские разборки удивительно похожи, и вся "честь" у первых мало чем отличается от."понятий" у вторых. А эти двое охламонов выжили и победили именно потому, что единственные из всех персонаж один раз поставили самосохранение выше понятий.



....Однако где-то с середины "Игры Престолов" тон повествования очень плавно начинает меняться, и "абстрактная история" превращается в притчу. Если бы Мартин был верен реализму, то лорд Фрей бы всех пересидел на своей переправе. А между тем сюжет постепенно приводит нас в самый что ни на есть Справедливый Мир.



Теорию справедливого мира отрицает большинство направлений человеческой мысли. В атеизме мы - просто набор атомов, и наша судьба ничем не отличается от судьбы не то что козявки, а камня или облака. В язычестве хоть и стоит во главе угла равновесие, но боги склонны к самодурству. В господствующих ныне религиях наши поступки влияют на посмертные условия, будь то загробный мир или переселение души. "Прямое воздаяние" признаётся возможным, но не строго обязательным.
Здесь же мало-помалу, из суммы случаев, становится ясно, что этот мир справедлив и пусть с некоторой отсрочкой, но каждый в нём получает своё.



Упёртый Нэд, любуясь собой как Хранителем Севера, слушать не пожелал дезертира, кричавшего, что он видел Белых Ходоков. Нэд мог даже казнить его, но принять его к слова к сведению, а через несколько серий судьба сама подкинула Дозору образцы ходячих мертвецов, которые уже тогда можно было доставить в столицу. Но нет, Нэд не поверил в древние предания, не внял знамению в виде щенков Лютоволка - он просто хотел показать сыну "как это делается", после чего сразу обо всём этом забыл. И вот летит с плеч уже его голова.



Мудрейший Тайвин совершил единственный поступок, продиктованный эмоциями - взялся судить своего ненавистного сына Тириона, и ведь действительно именно "за то, что он карлик", так как "все карлики - бастарды в глазах отцов". Если Серсея в виновность братца могла верить искренне, то Тайвин, определённо, понимал, что настоящий убийца его внука останется безнаказанным (да и внука, злобного придурка, явно не жалел). Неприязнь к изуродованному природой Тириону с момента его рождения сопровождала отца, и никакие заслуги Тириона не смогли поколебать этих эмоций. И вот на этой ошибке, на этой слабости, блистательный Тайвин спотыкается и позорно погибает, истекая благородной кровью в отхожее очко.



Местами это воздаяние, конечно, оказывается коллективным: так Серсея губит постепенно всех трёх своих детей, двое из которых уж точно виновны лишь в том, что мать их - оскорблённая стерва. Серсея наказывает таким образом именно себя, теряя единственное, что ей по-человечески дорого. О большинстве погибших персонажей, явный проступок которых в прошлом не виден, можно предположить, что мы просто не знаем о нём.

То есть в конечном счёте мы видим воплощение концепции Справедливого Мира.



Что касается восьмого сезона...
Я долго думал, как может сложиться вся эта история о взаимодействии "условного добра", "явного человеческого зла" и "хтонического зла", но так и не придумал достаточно красивой комбинации.
Серсея подобреет - нереалистично.
Серсея сблизится с Королём Ночи - пошло и пафосно.
Белые Ходоки всех победят - хм, а не мне одному такое на ум приходит, кстати. Но всё же это противоречит канонам жанра.



Нет, добро всё ж таки победит, планету-сверхгигант на соседней орбите гравитационные взаимодействия расколют на тысячи астероидов и она больше не будет шатать земную ось, смена времён года установится в приемлемых пределах, население начнёт расти, и вот: революции и реставрации, огораживания, колониальные захваты, снова революции и реставрации, промышленный переворот, дети-рабочие на угольных шахтах, диктатуры, массовые расстрелы, газовые камеры, атомные бомбы, лоббизм интересов, феминизм-веганство-антилукизм... Вообще-то лучше сделать этот мир всё равно смогут только Белые ходоки.



Поэтому не буду давать прогнозов, скажу лишь о некоторых "недовыстреливших ружьях".
1. Как-то должен проявить себя Владыка Света, который судя по всему сила добрая, ибо всю мерзость от его лица устраивали отдельно взятые люди. В принципе выигрывание битв по методу "ввязаться в безнадёжное дело, почти проиграть и в последний момент дождаться помощи откуда не ждали" - это со времён Толкиена особая фэнтезийная тактика. Но если в дополнение к Справедливому Миру Мартин сумеет убедительно показать ещё и Бога из Машины - я буду впечатлён.
2. Не могу отделаться от мысли, что кого-то из погибших в предыдущих сезонах мы ещё увидим в войске Короля Ночи, причём не рядовым трупаком. Станниса, к примеру, труп которого по идее так и валяется под тем деревом, где его казнила Бриенна.
3. Драконы должны погибнуть, ибо в мирной жизни им места нет.
4. Что-то точно ещё выкинет Арья Старк, что-то очень серьёзное выкинет. Причём совсем не факт, что хорошее.
5. Если у Дейнерис и Джона родится ребёнок, то он в итоге Обещанный принц, а остальные персонажи из прошлых сезонов погибнут. Ну, кроме Сэмвелла, конечно.

Но ваши прогнозы послушаю с интересом. Что называется, "делаем ставки, господа!".
Tags: литература
Subscribe
promo varandej november 29, 13:19 46
Buy for 500 tokens
Армения. Здесь мы провели 40 дней, и я прекрасно понимаю, почему Мандельштам назвал её "орущих камней государством"... Грузия, где мы были краешком и в основном отдыхали в Батуми. Действительно не в меру душевна... Турция, в этой своей части некогда бывшая Арменией, Грузией и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 105 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Посмотреть чтоли.
А то я не видел от слова совсем.

Интересный анализ, и по части персонажей во многом согласен... Что до "справедливого мира" - боюсь что в художественном произведении для массового зрителя иначе быть просто не может %)
Что до развязки... После просмотра 7 сезона у меня таки созрела теория. Теория заговора. Ну на самом деле множество косяков в 7 сезоне скорее связано с упавшим качеством написания сценария, но можно и пофантазировать. Мне думается в этом мире существует ещё одна сила, пока не раскрытая в сюжете, некая тайная организация как раз и имеющая целью вытащить этот мир из бесконечного цикла средневековья. Не берусь судить об их истинных мотивах но постулируется это скорее всего желанием блага для всех, которое может принести прогресс. Из персонажей сериала связан с этой организацией несомненно Варис, и он транслирует периодически её идеи. Ибо, что мы наблюдаем сейчас - ряд вроде бы случайных событий привел к сильному ослаблению, а во многих случаях и просто к исчезновению ряда Домов. Все подготовлено к тому чтобы Дэйнерис пришла и таки объединила Вестерос под единым правителем, от неё, с её непомерными амбициями и эмоциями тоже скорее всего придётся избавиться, а вот её наследника уже можно будет воспитать в правильном ключе :)
Все это конечно имеет формат не более чем умственного упражнения, и лично я сомневаюсь что финальный сценарий именно таков, но повторюсь ряд странностей особенно в седьмом эпизоде позволили мне пофантазировать на эту тему.
Да, вот сохранится ли уровень сценария - вопрос. Обидно будет, если 8-й сезон отстойный выйдет.
Хотя про 7-й сезон мне так не показалось. О каких именно косяках и странностях речь?

Может быть и так, по крайней мере это звучит логично.
Хотя я всё-таки исхожу из "теории вызова и ответа", а основной вызов в развитии цивилизации - это дефицит ресурсов при росте населения, а преодолеть его можно только увеличением интенсивности хозяйства. В Европе это были сначала прорывы в транспорте и оружии (косой парус и огнестрел), колониальные захваты и на основе накопленных ресурсов промышленная революция.

В цикле Долгих Зим, серьёзно сокращающих население, дефицита ресурсов не наступит и Средневековье не закнчится.

revered_

11 months ago

sevastian_mos

11 months ago

shunnan

11 months ago

varandej

11 months ago

shunnan

11 months ago

varandej

11 months ago

shunnan

11 months ago

sdvsamara

11 months ago

shunnan

11 months ago

kneiphof

11 months ago

varandej

11 months ago

kneiphof

11 months ago

varandej

11 months ago

kneiphof

11 months ago

varandej

11 months ago

kneiphof

11 months ago

Здорово, спасибо! Видела ровно один сезон, жалею, что только один, дальше не хватало времени и нервов (все-таки для меня слишком много чернухи). Но прочла с гигантским интересом
Тут эта чернуха по крайней мере уместна.
Я вообще не люблю романтизацию Средневековья, у меня первая ассоциация - вши, рахит и нечистоты.
Так Мартин уже не имеет отношения к сериалу, его книги закончились пару сезонов назад. Теперь там сценаристы строчат, а у них рука набита на справедливый мир и хэппи-энд.
Плюсую к ребенку Джона и Дейнерис, это самый очевидный вариант.
Ну всё-таки оба примера справедливого мира, которые я привёл - из ранних и средних сезонов.
Правда, Дейнерис же вроде стала бесплодной после той истории с варваром и мертворожденным сыном от него? Но если нет - то ход действительно логичный.

lytrumsalicaria

11 months ago

Не смотрел, предпочитаю деградировать с "Футурамой"...
Вот почему я, когда видел посты про "Игру Престолов" в своей ленте, не бежал строчить комменты о том, что не смотрел (а так было до совсем недавнего времени)? Никто и ничего тебя исмотреть не заставляет.

glebo_lj

11 months ago

varandej

11 months ago

glebo_lj

11 months ago

kl001

11 months ago

Интересный анализ! Прямо захотелось посмотреть, а то я тоже не смотрела.

книжку почитай :)
Времени нет :)
Справедливость отображает то, что цивилизация (порядок) всегда побеждает варварство (хаос). Любой порядок всегда справедлив. Любой хаос нет. Этика возникает как отражение внутреннего порядка. Поэтому неэтичные Ланистеры выступают против порядка. И тут никакой ум не поможет. Обычным для средневековья отражением хаоса были крестьянские восстания. В мире Мартина этого нет.
Да, тема крестьянских восстаний не раскрыта. Да и самих крестьян почти не видать.
Но это можно считать допущением.

taira_koremochi

11 months ago

varandej

11 months ago

Обещанный принц по Мартину - это скорее Юный Гриф, но его выкинули из сериала :-/
теперь выкручиваются :)

что касается Справедливого Мира, то не вижу в нем ничего странного, ибо если регулярно ссать на трансформаторные будки, то рано или поздно найдут обуглившийся труп
тот-же Фрей стольких предал, что вопрос мести так или иначе был обязан всплыть
Тайвин, Серсея, Джофри, Старки, Дорнийский Змей со своим братиком и т.д. и т.п. все пренебрегали техникой безопасности и пострадали за это

И тем не менее месть настигает Фрея фэнтезийным образом.

govorilkin

11 months ago

Не смотрел, не планирую, агрессию не проявляю.
А я жду M&B Bannerlord

oldmasterlog

April 14 2019, 09:16:31 UTC 11 months ago Edited:  April 14 2019, 09:17:52 UTC

"Жмурки"(ИМХО) крайне неудачный фильм и начало постепенной деградации ув.Алексея Балабанова, после гениального "Брата",отличного "Брата 2",и очень честной и хорошей "Войны"...Видимо гибель Сергея Бодрова подкосила или что то еще?

"Игры Престолов" точно не мое.Не смотрел.Вряд ли хватит усидчивости и просто желания потратить 67 часов....Как и всякие Властелины колец и прочие принцы Каспия.
Да, я по прошлым постам уже понял, что и сюда обязательно придёте засвидетельствовать свою серьёзность и отсутствие времени. Ну, ладно, так уж быть - снимаю шляпу перед ваши большим жизненным опытом, который вряд ли когда-нибудь сумею наработать.
Да, я тоже сильно подозреваю погибнет еще процентов 80 основных персонажей.
Все эти Джейми, Джорахи, Бриенна, карлик, Варис, Серсея..

Главная интрига - что там с Браном-то?

Богом из машины будет незаметно подкравшаяся армия Серсеи, которая нанесет решающий удар в битве с армией Короля Ночи.


а вообще меня во всех западных фильмах про Среденвековье раздражает бесполезность доспехов.
В абсолютно всех голливудских фильмах, включая Игру Престолов, броня всегда это лишь художественный элемент костюма, а не ключевое военное преимущество в рубке.
Да, забавно видеть, как рыцари рубят друг друга одним ударом и каждая стрела убивает наповал.

sevastian_mos

April 14 2019, 09:54:35 UTC 11 months ago Edited:  April 14 2019, 09:55:22 UTC

Есть такая теория.
Ходоки победят. Но сами тоже сгинут и все живые сгинут и над миром останутся летать ледяные, мёртвые драконы.
Я несколько раз перечитывал все вышедшие книги( потому что забываю многие эпизоды и каждый раз - почти как заново, хе-хе)
И оцениваю работу Мартина как "добротную". Сериал целиком не посмотрел и не посмотрю, по причинам скорее техническим, но по тому , что видел могу лишь повторить определение.
Ни фига не шедевр, но намного лучше большинства сколь-нибудь похожих фильмов. То, что исходник без особых претензий, делает фильм, как экранизацию очень удачной.
"Властелина Колец" адекватно перевести на экран невозможно в принципе и потому лично я при всем уважении к Питеру Джексону, - шоб он-таки был здоров! - считаю, что без киноверсии ВК вполне можно было бы обойтись.
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →