?

Log in

No account? Create an account

В поисках Беловодья

Another break in the Wall

Сайда-губа. Ядерный колумбарий.
varandej


На показанный в прошлой части НеФорум-2019 я поехал, конечно, не только кушать сёмгу и выступать с докладом о туризме на Крайнем Севере. В программу входили ещё и блог-туры - 4 маршрута на выбор. "Саамскую деревню" раскусили все, по крайней мере среди ЖЖистов, и на ряженных саамов смотреть желания не выразил никто. В основном народ отправился в Териберку, где я был "ещё когда это не стало мейнстримом" и она ещё не превратилась в помесь хипстерского пространства с чайна-тауном в декорациях к фильму "Левиафан". Несколько меньшей популярностью пользовалась, но заманчивее для меня смотрелась Кольская АЭС в городке Полярные Зори - но всё же атомных станций по святой Руси множество, а первую в мире Обнинскую АЭС, ныне ставшую музеем, я уже когда-то посещал. В общем, я выбрал самый суровый блог-тур - в глубины ЗАТО Александровск, на берег Сайда-губы, где покоятся вырезанные сердца советских атомных подводных лодок.

Рассказ +43 фотоCollapse )

promo varandej september 3, 13:26 13
Buy for 500 tokens
Про Север писать интересно, но уже через неделю я должен оказаться в Ереване. И в общем я не помню, когда последний раз ехал вот так: у меня есть время "пока не надоест" (а надоест мне скорее всего где-то в середине ноября), цель увидеть Армению и Карсскую область Турции, и дорога между…

НеФорум Арктика-2019. Странник на празднике и дорога до Мурманска
varandej


Почти 12 лет ведения этого журнала блоггерская активность стабильно проходила мимо меня. Индексируемость поисковиками есть, закрытые двери порой открываются, пожертвования читателей в Варандей-Фонд приходят - так что ещё надо? И всё же когда летом 2019 года меня таки позвали на "НеФорум", главное ежегодное событие блогосферы, я с радостью принял приглашение. И вот, в третий раз за это холодное лето я оказался в Мурманске...

Помимо собственно "НеФорума", здесь расскажу о дороге в Мурманск, получившейся весьма богатой на встречи с интересной техникой.

Рассказ +50 фотоCollapse )

Генеральный партнёр всего этого праздника жизни - "Росатом". На один из объектов которого съездим в следующей части.


Нефорумное арктическое
varandej
Вот и в третий раз за лето дорога привела меня в Мурманск. Вернее, в этот раз не дорога, а администрация ЖЖ, пригласившая меня на мой первый НеФорум блоггеров. Но жить в главной гостинице города - как минимум интересно, а со сколькими прекрасными людьми я тут уже успел развиртуализоваться!.



Да и сама дорога вышла неожиданно продуктивной: я впервые увидел "Иволгу" (на Белорусском вокзале), автоматическое мини-метро в Шереметьево и "Сухой Суперджет" изнутри и в действии.



Завтра выступлю с докладом, а послезавтра поеду... а вот выбыл вариант "на плавучую АЭС Ломоносов" вместе с самой плавучий АЭС "Ломоносов", таки отчалившей сегодня к своему основному месту работы в Певек. Так что нет, поеду я послезавтра на другой не в меру стратегический объект. И вечером домой - как всё же непривычно быть в гостинице, но не в дороге...

От башни Кавус до ракеты "Союз"
varandej


Нет, это не инопланетяне поделились с нами технологиями космических аппаратов. Просто уже 1000 лет назад в кровавой Персии, чьё могущество кончилось с насильственным отказом от зороастризма (огнепоклонничества) и обращением в ислам, цари и зодчие понимали - такой формы предмет может покинуть грешную Землю и унести людей в более честный мир. И построили башню, возможно с надеждой - взлетит.

Спустя почти тысячу лет, проделав круг через Хорезм, Орду и Россию и вернувшись в пески Туркестана - она таки правда взлетела...

Эволюция!Collapse )

Гумбади-Кавус и Туркменская степь
varandej


Русская Персия, как показанные ранее Энзели, Тегеранское шоссе, казвинский Кантур, крепость Ашур-ада и не показанные ещё памятники Тегерана - это, конечно, хорошо и эксклюзивно. Но не секрет, что большинство туристов едет в Иран, чтобы увидеть ДРЕВНОСТИ. На прикаспийском севере их, скажем прямо, немного, и всё же в горах Гиляна я уже показывал цитадель ассасинов Руд-хан и колоритную деревню Масуле. Сегодня же из показанного в прошлой части Горгана (Астрабада) отправимся на восток, где за полями иранской поднятой целины раскинулась Туркменсахра, она же Туркменская степь, осколок древнего Турана, дальний краешек Великой Степи. Она тоже когда-то чуть не оказалась в составе России, но куда интереснее другое: в городе Гумбади-Кавус (126 тыс. жителей) стоит первая в мире ракета, а посетив в сердце степи кладбище Халед-Наби, можно уже никогда не бояться быть посланным на х....й.

Если Гилян, где мы начинали вояж - это иранское Закавказье, то Голестан, исторически часть Мазендерана - иранская Средняя Азия. Здесь мы закончим знакомство с иранской провинцией, а огромный Тегеран подождёт рассказа до зимы.

Рассказ +53 фотоCollapse )

Горган (Астрабад) и поднятая целина Ирана
varandej


Самая интересная часть Мазендерана - не сам Мазендеран, а лежащий далее к востоку Голестан, в 1997 году выделенный из него в отдельную провинцию. Его название не содержит в себе исторический области, а значит попросту "Цветущий край" - почти одновременно с Советским Союзом шахский Иран поднимал целину. В прошлой части про Туркменский порт и русский остров Ашур-ада мы попрощались с Каспийским морем, а дальше отправимся вверх по холмистым степям вдоль речек Гурган и Атрек, всё ближе и ближе к Средней Азии. Для начала - в областной центр, крупный город Горган (340 тыс. жителей), в истории более известный как Астрабад и под таким именем в 1723-32 годах даже номинально бывший в составе России. Мне он неожиданно понравился: после пафосного Решта, чуждого Казвина, бестолкового Сари бывший Астрабад выглядит пусть неухоженным и бедным, но каким-то очень настоящим. Или просто "нашенским": Старый город в центре, микрорайоны по окраинам, привет с родины на вокзале и общий флегматично-таинственный дух Средняй Азии.

Рассказ +51 фотоCollapse )

Ашур-ада и Бендер-Туркмен. Забытая крепость на чужом берегу.
varandej


Ашур-ада, ранее Абескун - единственный остров Ирана на Каспийском море, в остане Мазендеран, чью столицу Сари я показывал в прошлой части. В разные времена здесь были хазарская фактория, откуда еврейские купцы-радониты ходили торговать в Китай; мифический лепрозорий Хорезма, где кончил дни низвергнутый Чингисханом самонадеянный шах; "тортуга" разбойников и пиратов Каспийского моря и наконец - Орос-Кала, то есть по-нашему Русская крепость. Официально - Астрабадская станция Каспийской флотилии, и если Энзели в соседнем Гиляне слыли "персидским Харбином", то здесь располагался "персидский Порт-Артур". Крепость на Ашур-аде - самый, пожалуй, крупный архитектурный памятник Русской Персии... и самый, наверное, забытый памятник русского зодчества безотносительно страны: тут и на фарси информации крохи, а уж на каком-либо другом языке мой пост станет первым на весь интернет.

Ну а попадают на Ашур-аду через городок со звучным названием Бендер-Туркмен (52 тыс. жителей) в соседней провинции Голестан на конце Трансиранской железной дороги, чьи головокружительные петли в горах Эльбурса я уже показывал здесь.

Рассказ +55 фотоCollapse )

Сари. Мазендеран за первым морем.
varandej


Сари - ещё один иранский областной центр (340 тыс. жителей) в двух сотнях километрах от Тегерана по тяжёлой и красивой дороге через Эльбурс. В отличие от показанного в прошлых двух частях Казвина, в Сари нет ни скромного русского следа, ни особо выдающихся персидских красот. Но всё же Сари - это столица Мазендерана, как современного остана, так и исторической области - последней и едва ли не важнейшей на нашем иранском пути.

Рассказ +49 фотоCollapse )

Казвин. Часть 2: Старый город
varandej



Я приехал в Казвин Энзели-Тегеранским шоссе, чтобы увидеть показанный в прошлой части Кантур - квартал для царских инженеров с маленькой, давно не действующей церквушкой. Но в той же прошлой части я рассказывал историю Казвина - старинного восточного города, в 1548-98 годах даже успевшего побыть столицей всей Персии. Проводя параллели с Россией, по своим достопримечательностям это, конечно, не Владимир и не Новгород (в иранском контексте - Исфахан, Йезд), но вполне себе Вологда или Рязань: исторический центр не мировой славы, но исправно дающий представление о колорите и красотах Персии.

Рассказ +54 фотоCollapse )


Казвин. Часть 1: Новый город и Кантур
varandej


Казвин - центр одноимённого остана, по иранским меркам средних размеров (330 тыс. жителей) город в 140 километрах от столицы по показанному в прошлой части Энзели-Тегеранскому шоссе. В ХХ веке ставшее автострадой №1, оно было первой в практике русских инженеров автомобильной дорогой, западнее Казвина ответвлявшейся за горы Эльбурса от торного тракта на Тебриз. Курдами и тюрками окрестных степей же комплектовалась Персидская казачья бригада, а потому не стоит удивляться, обнаружив в глубинах Исламской республики, в древнем персидском городе, когда-то успевшем побыть даже столицей Ирана, в самой что ни на есть чужбине - маленькую русскую церковь.

Единственный в моём коротком майском путешествии по Ирану собственно персидский, а не населённый другими народами город, Казвин потрясающе диалектичен. Потому и расскажу я о нём в двух частях.

Рассказ +51 фотоCollapse )