Category: музыка

Category was added automatically. Read all entries about "музыка".

Бишкек. Часть 4: Чуйский проспект



В каждой из трёх прошлых частей мы пересекали Чуйский проспект - главную ось бишкекского центра, в советское время улицу Ленина. Чуй застраивался в основном после войны, так что в этой части будет уже не "фрунзенский модерн" 1920-х годов, а привычный послевоенный сталианс.

Collapse )

Чимкент. Часть 3: Кылуэт



На самой окраине суматошного Чимкента, о колорите и архитектуре которого я писал в прошлых частях, есть небольшой музей со странным названием "Кылуэт". Это слово, явно созвучное с русским "келья" - казахский вариант арабского "гильвет", подземная обитель для размышлений и духовных практик, подобная нашим скитам. Всего в Средней Азии известно около двадцати гильветов, но чимкентский уникален тем, что он современный: его выкопал художник, гончар, музыкант ("человек-оркестр"), а в первую очередь философ Кендебай Карабдалов.

Collapse )

В город, которого нет...



Завтра (точнее, уже сегодня) вечером отбываю в Калининградскую область, где буду находиться до 12 февраля. Скорее всего с выходами в интернет.

А снимок (позаимствовал у visualhistory) - 1938 года, всему этому оставалось жить всего несколько лет.

Карта Кёнигсберга

А не в курсе ли кто-нибудь, где лежит подробная карта Кёнигсберга до его превращения в Калининград? Ну скажем конца 1930 или даже начала 1940-х годов. В идеале - с возможностью наложения на современную карту.

UPD: вопрос частично снят (дореволюционная карта с фотографиями, устроенная по принципу фотографий на Викимапии).
UPD2: очень хорошие карты (без наложения) кинул frolovchik - первая, вторая.

Афоризмы

Забавно, что зачастую неверно расслышав или запомнив цитату и не удосужившись сверить её с оригиналом, получаешь что-то не менее интересное, чем оригинал. Скажем, когда я впервые услышал "Стену" Пинк Флойда, на слух мне запомнилось, что там не "Another brick in The Wall" ("Ещё один кирпич Стены"), а "Аnother break in The Wall" ("Иной пролом в Стене"). Второй вариант - мало того, что антитеза первого, так ещё и стал моим девизом.

Фраза Оруэлла из его "1984" - "Даже если ты абсолютно одинок в своём мнении, это не значит, что ты сошёл с ума" сразу получила у меня в голове продолжение: "Даже если ты сошёл с ума - это не значит, что ты неправ".

Когда-то я читал одно из интервью Егора Летова, и мне очень запомнился некий образ. Сейчас перечитал - и обнаружил, что запомнилось мне совсем не то, что в оригинале. Егор говорил, что верит "В чудо победы богомола, угрожающе топорщащего крылышки навстречу надвигающемуся на него поезду" - а мне запомнилось как вера в "Неизбежность победы сидящего на рельсах кузнечика над несущимся на него товарным поездом". Если смотреть на это не с точки зрения биологии/физики - то мне кажется, второй образ имеет право на существование.

Но кстати и у самого Летова: хотя и говорят, что его образ "Вечность пахнет нефтью!" имеет американское происхождение, у американцев (подробности тут - происхождение весьма мудрёное) было "Повсюду пахнет нефтью". Кто знает, не было ли в основе летовского образа ошибки перевода или неверного запоминания.

Нижневолжское

От бурления масс я сбежал на Волгу:

Саратовская область 495

Эти выходные и понедельник я провёл в районе, к которому приглядывался добрых два года: Вольск, Балаково, Хвалынск, Маркс, Энгельс, да ещё и по Саратову (где был в 2008) успел пару часов погулять. Старое доброе купеческое Поволжье, потрясающие пейзажи Великой реки, и интереснейшие материалы для моих циклов "Раскол" и "Молох", а также следы Немецкого Поволжья - географического феномена 1760-1930-х годов. В общем, постов на 10-12 серия будет.

А в целом, это было ещё и путешествие в моё личное недавнее прошлое - 2008-2009 годы. Тот же район, тот же ритм и стиль вплоть до ночёвок в клоповниках, и даже погода такая же, как была в тех путешествиях обычно. Вот только я с тех пор стал другим - уже не юный разгильдяй с широко открытыми глазами и сумкой на ремне, а невозмутимый профи с рюкзаком. Но как хороша Волга! Почему-то рядом с ней я и тогда, и сейчас себя чувствую в полной безопасности. Волга-мать, которая меня бережёт и успокаивает душу...

Про Шевчука

Всего один пост назад я зарёкся писать о политике, но вот это меня добило:



Что ж, про Юрия Шевчука я еще не писал (в отличие от Цоя, Дягилевой, Кормильцева, Летова, Юры Хоя) - можно и написать.

Во-первых, Шевчука я очень уважаю. Собственно, с него и начиналось моё увлечение русским роком. Может быть дело не только в песнях, а в его совершенно неподражаемой личной харизме. Несколько его песен всё еще залиты в мой плеер.
И всё-таки чем дальше, тем сильнее меня сопровождает ощущение, что как поэт(музыкант) Шевчук не реализовался. В 1980-90-е он был очень силён как идеолог русского рока, успевший наследить и в Свердловске, и в Ленинграде. А также тем, что всегда хорошо попадал в струю, при этом оставаясь честным и искренним.
Лучшей песней Шевчука мне всегда казалась "Родина". Сейчас она звучала бы пошло, но в те годы, когда дети во дворах играли "в американцев", а каждая домохозяйка знала: достаточно СВАЛИТЬ, такая песня была подвигом. Подвигом совершенно особого типа: отрицание отрицания. Несогласие с несогласными. Оппозиция к оппозиции. В общем, протест в квадрате.

То, что пел Шевчук в 2000-е, мне откровенно не нравилось и не нравится. Зато добивали интервью с лейтмотивом "все пидорасы, а я д'Артаньян". И борьба с "попсой", абсолютно бессмысленная по сути. Вообще, я люблю русский рок 1980-90-х за то, что в нём было ощущение какого-то Общего Дела. Всех, будь то Виктор Цой или Егор Летов, словно соединяла незримая связь. В этой системе Юрий Юлианович занимал одно из ключевых мест.
Но... кто утопился, кто разбился в автокастрофе, кого хватил инфаркт, кто распустил группу. Хотя те же авторы (Гребенщиков, Летов, Кормильцев) в 2000-е годы продолжали творить и создали немало, системы уже не было. И Шевчук, по моим ощущениям, оказался не у дел. Точнее, у дел, если говорить о славе. Но не о Вечности.

Мне кажется, Шевчук и "Несогласные" - это жест отчаяния. Страх оказаться еще одним Демьяном Бедным. "Не поэтом, но гражданином". И слава Богу, если Юрий Юлианович будет лишь ПОДДЕРЖИВАТЬ оппозицию. В конце концов поддержка ей действительно нужна. Но если он сам будет стремиться к власти - я смогу назвать это только Падением.

Поймите меня правильно: речь ВООБЩЕ не о политике. А о том, где в мире место поэта.
Путина разозлил в прямом эфире? Фигня! А слабо так же уязвить самолюбие Дьявола?!

К 20-летию гибели Виктора Цоя

Кто читает мой ЖЖ давно - знает, что я люблю русский рок и почитаю его Бронзовым веком русской поэзии. Если вам это не нравится - вычеркните из френдленты и руки помыть не забудьте!
И Виктор Цой - один из моих любимых авторов, всё творчество которого я воспринимаю как единое целое, "Поэму о Последнем Герое".
Больше всего мне сегодня не хочется разводить сопли на тему того "Если бы Витя был с нами...". Потому что если бы он был с нами, его Последний Герой бы либо хамил Путину в прямом эфире и призывал к действу "Несогласных", либо выступал на потеху "Нашистам" на Селигере. А может быть проповедовал бы что-нибудь офигенно восточное, или поливал Россию грязью из США, чтобы скрыть непрерывную депрессию, постигшую его там. А может быть вёл бы популярное ток-шоу. Или снимался в третьесортных отечественных боевиках. Или гламурные журналисты писали бы о том, как он развёлся с Анджелиной Джоли и подрался с Джонни Депом. Словом, не отличался бы от своих однофамильцев с эстрады или администрации.

Виктор Цой ушёл вовремя - в постсоветском мире ему уже не было места. Парадокс: его песни существуют там, где он сам стал лишним. Я помню надпись "ЦОЙ ЖИВ" на стене заброшенного вокзала в полумёртвой деревушке в Карелии.

Англичанка Изобель, с которой я ездил на Север, рассказывает - в английских университетах давно уже изучают русский рок в курсе русской литературы. Именно литературы, а не музыки, истории, политики. При этом, как она выразилась, у них в Кембридже многие профессора русский рок не признают, кафедры русской филологии других британских университетов намного лояльнее.

Завидую в этом смысле англичанам - у них там нет говнарей... Намного большую неприязнь, чем ненавистники русского рока, в последнее время у меня вызывают его фанаты с их неизменным ответом на любые мои рассуждения:
-Друг, ну ты чё, ты вообще дебил, да? Витя пел про всех нас, ты разве не понял?
И мне кажется, быть поклонником Янки Дягилевой потому, что она утопилась или быть поклонником Курта Кобейна потому что он был наркоман - это ничем не лучше, чем быть поклонником Димы Билана потому что он "лаааааапочка".

Красивой фразы, чтоб закончить этот пост, я не знаю. Да и вряд ли она нужна.

Новосибирск. По следу Янки.



Лично для меня Новосибирск - в первую очередь город Янки Дягилевой.
Кое-кто из моих товарищей-литераторов, скорее всего, прочтя этот пост, перестанет меня уважать. Меня это, в целом, не особо волнует.
Кое-кто скажет, что нельзя в Интернете вот так писать о могиле, это же не музей какой-нибудь.
Но в том-то все и дело, что Янкина могила - это и не могила вовсе. Нет ощущения, что там лежит покойник. Есть ощущение, что это МЕСТО ПАМЯТИ. В некотором роде, любая могила - небольшой храм, но не в честь Господа или святых, а в честь смертного человека. Такие же ощущения здесь.

Помимо могилы, я покажу дом, где жили родители Янки и прошло ее детство, и просто несколько зарисовок, которые вызывают у меня ассоциации с ее песнями и судьбой.

Collapse )